Т. Злыденная – М. Кушниковой и В. Тогулеву 18.04.2006г. Здравствуйте, Как и многие другие наткнулась на Ваш сайт в поисках однофамильцев, так я последняя носительница, начиная с моего прадеда) столь редкой и необычной фамилии - Злыденная. Наша фамилия имеет украинские корни, была целая деревня где проживали почти одни Злыденные, но в период раскулачивания многих сослали… Моих предков на Дальний Восток... Буду признательна за любую информацию относительно ЗЛЫДЕННОГО Максима Ипатовича, (р. 1907), информация о котором была на сайте или о других Злыденных. В. Тогулев – Т. Злыденной 26.04.2006г. Добрый день! Спасибо Вам за письмо. В книге "Кемерово и Сталинск: панорама провинциального быта в архивных хрониках 1920-1930-х гг." (Кемерово, 1999) на странице 413 мы упомянули такой факт: Максим Ипатович Злыденный (1907 года рождения) был исключен из партии Сталинским горкомом партии как "сын кулака, лишенец, обманным путем пробравшийся в партию". Эту информацию мы почерпнули из дела, хранящегося в Кемеровском областном госархиве: ГАКО, ф. п-74, оп.2, д.63, л. 111. К сожалению, какими-либо другими сведениями о представителях рода Злыденных в Кузбассе мы пока не располагаем. В делах Кемеровского госархива наверняка можно обнаружить документы о названном выше М. И. Злыденном (очень рекомендуем сделать запрос на предмет поиска личного дела или учетной карточки в фонде Сталинского горкома, и адресовать этот запрос в госархив Кемеровской области или в архивное управление Администрации Кемеровской области). Желаем удачи в Ваших разысканиях, с уважением Вячеслав Тогулев. А. Дипнер – В. Тогулеву 19.04.2006г. Мне очень нравятся картины художника Шавликова, особенно пейзажи. Где можно познакомится с его новыми работами в Интернете? С уважением, Alexander Dipner aus Coburg, Deutschland В. Тогулев – А. Дипнеру 26.04.2006г. Добрый день! К сожалению, в круг наших искусствоведческих интересов работы художника Шавликова не входят. Фамилия Шавликова многажды поминается нами в книге "Красная Горка", но относится она не к художнику Шавликову, а к известному кемеровскому партийному функционеру 30-х годов. Из интернет-ресурсов искусствоведческого направления всячески рекомендуем Вам сайты аукционов Кристи и Сотби, это настоящий кладезь ценнейшей информации по искусству, к тому же постоянно обновляемой. Желаем успехов в Ваших разысканиях. С уважением,Вячеслав Тогулев. Александр Боголепов – М. Кушниковой и В. Тогулеву 20.04.2006г. Дорогие Мэри и Вячеслав, Спасибо за Ваш сайт. За справедливые и умные статьи. Александр Боголепов. А. Басевич – В. Алексееву (через авторов сайта) 04.05.2006г. Господину В.Г. Алексееву автору статьи Командировка в Кемерово. Ув. Г-н. В.Г. Алексеев. Я периодически просматриваю Интернет в поисках родни и вот был обрадован увидев ваш рассказ. Дело в том, что вы упоминаете моих родных дядю и тетю: Изидоро (Айзика) Давыдыча Басевича (Лидинова) и Цилю Давыдовну Басевич в замужестве Храпкину. К сожалению я никогда ничего о вас не слышал. Да дядя, да и мой папа его младший брат Яша занимались антиквариатом. К сожалению потом из-за этой коллекции перессорилась вся родня, но я в этом не участвовал, потому, что уже был в подаче и уезжал из страны, да и мерзко все это было. Судьба коллекции плачевна, но иного и быть не могло... Дело не в этом мне было бы очень интересно узнать о вас. Буду благодарен, если вы откликнитесь... С уважением Александр Басевич.. . Торонто. Ответ В. Тогулева А. Басевич 04.05.2006г. Добрый день, Александр! Мы переслали Ваше письмо в Москву Лияну Яновичу Контеру с тем, чтобы он передал его В. Г. Алексееву. Лиян Янович лично знаком с В. Г. и материал "Командировка в Кемерово" попала к нам именно через него… Лиян Янович - сын известного кузнецкстроевского руководителя 30-х годов, автор нескольких поэтических сборников. Он, конечно, знает координаты В. Г. Алексеева и поможет Вам связаться с ним. С уважением, Вячеслав Тогулев, г. Кемерово. Г. А. Иваненко – авторам сайта 06.05.2006г. Я родился в Кемерово ш. Ягуновская, хотел бы узнать про свою фамилию Иваненко, отец Иваненко Аркадий Максимович, дед Максим Михайлович, в детстве я остался без близких родственников, но хотелось бы знать свои корни, мне уже 47 лет. Иваненко Геннадий Аркадьевич. Ответ 06.05.2006г. Геннадий Аркадьевич, здравствуйте! В наших книгах, посвященных истории Кузбасса 20-30-х годов, упоминаются Андрей Алексеевич Иваненко, К. М. Иваненко и П. Иваненко. К сожалению, Аркадия Максимовича и Максима Михайловича в нашей исследовательской базе данных нет. Мы находили также сведения о неких Иваненко без упоминания об их именах и даже инициалах. Так, некто Иваненко из Кемеровской стройконторы осенью 1930г. по поводу продовольственных и иных затруднений писал: "Пошли они к черту со своими прорывами и планом. Работать заставляют как лошадь 10 часов, а зарплату не дают, я больше 10 часов работать не буду". Очень советуем Вам обратиться в Кемеровский облгосархив с тематическим запросом. Не сомневаемся, что в архиве Вам помогут разыскать сведения о Ваших родственниках. С пожеланиями успехов в Ваших разысканиях, Вячеслав Тогулев. Р. Яшнов – В. Тогулеву 08.05.2006г. Здравствуйте Вячеслав! Снова пишет Вам Яшнов Роман, частный юрист из г. Озёрска Челябинской области по делу Манюшкина Егора Ивановича, родившегося на спецпоселении в г. Кемерово в 1934 г. К сожалению, Егор Иванович мало что помнит о поре своего детства на спецпоселении в Кемерово, так как сам он был тогда мал, а их семья уехала обратно на родину в Курганскую область перед войной. Он может говорить об этом только по воспоминаниям со слов своей матери, сестер и дяди. Но сестры тоже уже мало что помнят. Поэтому их воспоминания вряд ли могут быть хоть сколько-нибудь точны. Но может быть Вы сможете нам помочь в следующем? В суде нам необходимо доказать факт рождения Манюшкина Е.И. именно на спецпоселении. Но дело в том, что в свидетельстве о рождении Манюшкина Е.И. указано место рождения - г. Кемерово, (естественно) без указания на спецпоселение. Однако, известно, что раскулаченные уральцы отправлялись в процессе политических репрессий на спецпоселения. В связи с этим такой вопрос: есть ли у Вас информация - существовало ли в действительности в 1930-1934 гг. на железнодорожном узле Топки (38 км от г. Щегловска, с 1932 г. – г. Кемерово) или в Рудничном районе г. Кемерово(?) спецпоселение для строительства Кемеровского коксохима в принципе? И, если есть какие-нибудь о спецпоселении сведения, то были ли там раскулаченные крестьяне с Урала? Любые документы, подтверждающие наличие того спецпоселения нам очень нужны. Ведь мы до сих пор не можем выяснить - было ли это спецпоселение в действительности. Остались ли документы, подтверждающие, что спецпоселение действительно было? Буду Вам очень признателен и благодарен за оказанную помощь. С уважением, Р.Л. Яшнов В. Тогулев – Р. Яшнову 08.05.2006г. Добрый день, Роман! Спасибо за письмо. Проблема заключается в том, что Кузбасс в 30-е годы являлся средоточием огромного количества лагерей и спецпоселений. Это было следствием т.н. индустриализации, которая в значительной мере осуществлялась принудительным трудом полурабов, в том числе ссыльных. Причем вопрос о дислокации спецпоселений до сих пор остается малоисследованным. На сегодняшний день наиболее полной информацией о лагерях Кузбасса располагает исследовательница Любовь Ильинична Гвоздкова (доктор исторических наук, ныне заместитель губернатора Кемеровской области по национальным вопросам). В основном ее знают по работе "История сталинских лагерей и репрессий в Кузбассе" (1997), руководимая ею группа специально занималась вопросами дислокации лагерей и даже организовывала специальные экспедиции. Не исключено, что Л. И. Гвоздкова, которая ныне занимает приметный пост в Администрации, сможет повлиять на ситуацию вокруг дела Е. И. Манюшкина или, по крайней мере, подсказать пути выхода из того тупика, в который загнали родственников репрессированных злосчастные условия нашего времени, когда свои законные права им приходится доказывать через великие муки в судах и прочих инстанциях, причем нет никакой уверенности, что когда-нибудь до правды докопаешься. Координаты Л. И. Гвоздковой можно узнать по телефонам: приемная губернатора Кемеровской области 8(3842)364333, приемная зам. главы Администрации Кемеровской области, руководителя аппарата Администрации Евгения Михайловича Баранова 8(3842)584233, 8(3842)581751, музей "Красная Горка" (Гвоздкова одно время им руководила) 8(3842)642412. С уважением, Вячеслав Тогулев. Р. Яшнов – В. Тогулеву 08.05.2006г. Большое спасибо Вам, Вячеслав, за информацию, я непременно воспользуюсь данным советом. О результатах нашего дела я Вам ещё напишу. С уважением, Яшнов Роман. Д. Айдаралиев – авторам сайта 20.05.2006г. Здравствуйте, мне, студенту, будущему журналисту, очень хочется поделиться своими мыслями о некоторых видеофильмах, которые довелось посмотреть недавно, и услышать о них ваше мнение. Не могли бы вы уделить мне место на вашем сайте? В частности, меня интересуют следующие фильмы: - «Сирано де Бержерак» с Депардье. Странный фильм. В стихах. Но ведь Бержерак был первым драматургом в мире, который отважился писать пьесы в прозе. Парадокс: фильм в стихах о человеке, который предпочитал прозу. - «Тэсс» Романа Поланского (с Настасьей Кински). Не понимаю, почему поляк взялся экранизировать роман, который так бьет по английской традиционности. Неужели только потому, что Поланский – враг всякой условности и родовую кастовость, как одну из основ европейского уклада, он не приемлет? Или дело в отношении Поланского к Западу? Судя по «Пианисту», например, он считает освободителями Польши именно русских, а в «Тэсс» главный герой читает «Капитал» Карла Маркса и ненавидит «вырождающуюся» английскую аристократию. Ну кому сегодня интересно, читали 100 лет назад в Британии Маркса, или нет? И можно ли, в свете сказанного, считать «Тэсс» завуалированной пропагандой марксизма? Впрочем, домохозяйкам фильм должен понравиться, это однозначно. Надо же, такая экзотика: бесстыжая женщина зарезала собственного мужа и сбежала с любовником! - Трехчасовой спектакль по Горину «Шут Балакирев» (режиссер Марк Захаров, играют Караченцов с Янковским). Как отнестись к шуткам с фекальным подтекстом? Зал прямо обхохотался над частушкой: «Акулина кривонога, полюби меня, говнЫ». Или вот еще сюжет: игра на дудке, приставленной к заднему месту. В зале – визг, люди от смеха в экстазе захлебываются. Нет, я не ханжа, но все же… над чем смеяться-то? Горин, покойничек, царство ему небесное, написал в свое время отличный сценарий к «Тому самому Мюнхгаузену», писал также приличные публицистические статьи незадолго до смерти, но этого фекального юмора в «Балакиреве» не понимаю я. - «1492: Завоевание рая» с Депардье, про открытие Америки. Фильм начинается с заката над океаном, хотя, казалось бы, начинать надо с рассвета, потому что рождение Америки знаменовало собой рождение новой эры. Все это, наверное, не без умысла: де, была девственная экзотика, инковско-ацтековский рай, его покорили и превратили в ад, именно в этом главная идея. Или я что-то недопонимаю? Д. Айдаралиев – авторам сайта 22.05.2006г. Спасибо, что ознакомились с моим предыдущим сумбурным мыслепотоком по поводу отдельных фильмов. Возможно, кому-то они, как и вам, покажутся не лишенными интереса. Итак, продолжаю: - «Агония» («Мосфильм 1974); имеется в виду, конечно, агония царской династии (не в прямом смысле, а в переносном, но все равно название невольно напоминает об убиении царской семьи, о том, как добивали княжон), довольно тонкая пропаганда большевизма, умная, актеры хорошие (одна Алиса Фрейндлих чего стоит!), к тому же в 1982-м фильм наградили призом каким-то на фестивале кинокритиков в Венеции, так что понятно, почему в 1985-м, когда «Агонию» в кинопрокат выпустили, народ валом валил: «буржуйский» приз – как некая крамола в дозволенных пределах, а тут еще к Распутину интерес подогрели (помните, в «Агонии» он Геенну Огненную поминает – место, где язычники детей Молоху в жертву приносили, там потом охристианившиеся власти свалку нечистот устроили; посмотрел я это место, и так мне захотелось в Израиль съездить, и в этой Геенне побывать и взять на память оттуда какой-нибудь камушек обугленный, слов нет!). - «Александр Великий» (1955, с Ричардом Бертоном). Совершенно непонятно, почему Европа, только-только пережившая ужасы войны, стала насаждать культ силы в литературе и кино. Бесконечные сцены с мордобоем и выворачиванием кишок – что это: зрителя готовят к новой «персидской» войне, к покорению Азии, к Вьетнаму? - «Анна Каренина» (1967, с Плисецкой и Анастасией Вертинской, музыка Щедрина). Начинаю думать, что Толстого невозможно экранизировать. Хоть и говорят, что фигляр, но все равно – вершина в русской литературе непревзойденная. Между тем, создатели фильма все поняли слишком буквально, то есть поведали историю дуры, которая под паровоз кинулась. Позаимствовали у Толстого канву событий, но не передали аромата времени и не смогли воспроизвести кисть художника. Самое главное ускользнуло: Вронский убийца, а Анна разделила с ним вину за нарушение заповедей господних («не убий», «не прелюбодействуй»), в начале века вся интеллигенция выступала против условностей, ничего святого для людей не было, вот и накликали год 1917-й… Д. Айдаралиев – авторам сайта 02.06.2006г. Уважаемые господа! Пишу вам единственно для того, чтобы сказать: на мир надо шире смотреть. Краеведение – это, конечно, занятно, но какое, скажем, дело москвичу или питерцу до вашей кузбасской истории? Попробуйте заинтересовать пользователей Сети чем-то более глобальным – обсуждением книг, например, или фильмов. Я вот давеча с удовольствием три фильма посмотрел и посетили меня мысли всякие. - В старой доброй «Безымянной звезде» впечатлила меня мадемуазель Ку-Ку («ученицам младших, а особенно старших классов категорически запрещается появляться на вокзале, особенно в часы, когда там проходит дизельэлектропоезд»). И вот подумал я: женщины должны быть все же правильными. А неправильные пусть под паровоз бросаются, или в революционерки записываются (как Инесса Арманд). Литераторы – великие смутители умов, они готовы в каждой падшей женщине величие духа узреть (как Толстой в «Анне Карениной» или Тенесси Уильямс в «Трамвае Желанья»), а вот какую-нибудь честную добропорядочную мамзель Ку-Ку – с грязью смешают и ханжой обзовут: ату носительниц двойной морали. А по мне так, прежде чем обличать, надо перво-наперво парадоксально поклониться теплому и уютному мещанскому укладу, на котором во все времена мораль как раз и держалась. - «Влюбленный Шекспир», оригинальная трактовка создания «Ромео и Джульетты». Если верить «Влюбленному Шекспиру», его пьесы современники смотрели с придыханием, а над Джульеттой рыдали, во что верится, впрочем, с трудом. Когда собирается в театре много низкого подлого народу, люди чем заняты? Смеются, кидают громкие реплики, жаждут развлечений, так было всегда. Уверен: в финальных сценах с Джульеттой зрители смеялись, а Шекспир специально писал пьесы гротескные, на утеху толпе, и только позднее в них стали вкладывать другой смысл, и играть стали по иному, из Шекспира сделали гения. В 16-м веке люди ходили на казни, как в театр, чтобы впечатлиться отрубанием голов или конвульсиями повешенных, и находили в том удовольствие. К смерти относились по другому и «кровожадные» пьесы Шекспира, думаю, изначально задумывались и писались не как трагедии, наличествовал некий комичный подтекст, который нас, сегодняшних, неосязаем, мы его не чувствуем, потому что изменились условия времени. Л. Нодов – авторам сайта 02.06.2006г. На Вашем сайте обнаружил ссылки на Нодова, Нодова К.Ф и Нодова Н.Ф. Прошу сообщить, есть ли более подробная информация. С уважением, Леонид Нодов. В. Тогулев – Л. Нодову 02.06.2006г. Добрый день! Фамилия "Нодов" неоднократно упоминалась в наших историко-краеведческих книгах. В 1922-27гг. в Кемерове бытовала колония иностранцев (АИК "Кузбасс"), по состоянию на октябрь 1926г. один из представителей Вашей фамилии входил в Правление АИКа в должности заведующего статистическим бюро (нам попадались в местном архиве документы за его подписью, и, кстати, заведовать статбюро он начал задолго до 1926г.). К сожалению, мы не знаем полностью его имени и отчества (в просмотренных нами документах указаны инициалы Н. Ф.). Из дополнительных сведений - родился он в 1899 году и проживал на Кемруднике в бараке №18. Статистика в АИКе была организована на европейский лад, в связи с чем Нодову осенью 1926г. поручили перестроить ее на "советский", принятый в СССР (сохранился соответствующий приказ по Правлению АИКа). С уважением, Вячеслав Тогулев.
|